Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

2 декабря. Память св. пророка Авдия.

Пятница 19 ноября. Память пророка Авдия.

Проповедь о Священном Предании.

Священномученик  Иларион Троицкий писал, без Церкви нет спасения. Почему мы ходим в храм, мы знаем, я надеюсь. Только в храме православном совершаются Таинства ведущие человека к спасению, самое главное из которых – Таинство Тела и Крови Христовой, Таинство, которое не совершается вне храма, вне алтаря, в обычной жизни. «Если не будете есть Плоти Сына человеческого, и пить Крови Его; то не будете иметь в себе жизни» — говорит Христос. Но кроме спасительных Таинств церковных и Священного Писания, мы приобщаемся в Церкви, не просто в храме, как в здании, а именно в Церкви, как в собрании людей хранящих одну веру, имеющих один Дух, одно понимание Священного Писания, одни традиции богослужения, один обряд, одно целостное мировоззрение – приобщаемся всему тому, что объединено одним словом – Священное Предание церковное. Что такое Священное Предание? Прочту вам строки из письма свт. Василия Великого — «Из догматов и проповедей, соблюденных в Церкви, иные имеем в учении, изложенном в Писании, а другие, дошедшие до нас от апостольского предания, приняли мы в тайне. Но те и другие имеют одинаковую силу для благочестия. И никто не оспаривает последних, если хотя несколько сведущ он в церковных постановлениях. Ибо, если бы вздумали мы отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии, лучше же сказать, обратили бы проповедь в пустое имя. Например (напомню сначала о первом и самом общем), кто из возложивших упование на имя Господа нашего Иисуса Христа письменно научил знаменовать себя крестным знамением? Какое Писание научило нас — в молитве обращаться к востоку? Кто из святых оставил нам на письме слова призывания при показании Хлеба благодарения и Чаши благословения? Ибо мы не довольствуемся теми словами, о которых упомянули Апостол или Евангелие, но и прежде, и после них произносим другие, как имеющие великую силу к совершению таинства, приняв их из не изложенного в Писании учения. Благословляем же и воду крещения, и елей помазания, и даже самого крещаемого по каким изложенным в Писании правилам? Не по соблюдаемому ли в молчании и таинственному преданию?». Свт. Василий пишет, что кроме Священного Писания, запечатленного в книгах, было и есть устное предание, передаваемое из поколения в поколения  у христиан, которое дает образ единственно верного осмысления Священного Писания. Можно сказать, что Предание есть реальный и каждодневный опыт жизни во Христе, опыт правильного предстояния перед Богом, опыт Богоугодного и спасительного образа жизни передаваемый нам из глубин христианской истории. Первым источником предания был Сам Спаситель, а первыми восприемниками и хранителями были Его апостолы. Они ходили с Ним, жили с Ним неотлучно все три с половиной года Его проповеди и впитывали каждое Его слово, жест, движение, отношение к людям, к Отцу Небесному, к молитве, ко всем простым человеческим состояниям, поступкам и желаниям, ко всему тому, из чего складывается человек перед Богом и перед людьми. От Воскресения до Вознесения, Христос, сказано в Евангелии, пребывая с апостолами, учил их тайнам Царствия Божия. Многие из святых говорят, что это было, в том числе, научение устроению Церкви Христовой. Это то, о чём не сказано в Священном Писании, но хранилось в устном, передаваясь из поколения в поколение. Преемниками апостолов были их ученики, мужи апостольские – Игнатий Богоносец, ап. Варнава, Поликарп Смирнский, Климент Римский и другие. После них были их ученики, перенявшие этот образ жизни и благочестия, правильного Богопочитания, и так до наших дней.

Именно об этом говорит ап. Павел в своем послании к Солуняном, которое мы сегодня слышали.

«Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, 7ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, 8ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас,- 9не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам.

10Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.

11Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся.

12Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб.

13Вы же, братия, не унывайте, делая добро.

14Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его.

15Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата.

16Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами!

17Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: 18благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.»

Св. ап. Павел призывает христиан воспринимать их, апостольский образ жизни, как в другом своем послании он пишет более кратко и яснее – «Подражайте мне, как и я Христу».

Каждое новое поколение христиан приходит в мир, который постоянно меняется, устанавливая для себя какие-то новые нравственные ориентиры, каждая эпоха ставит нас перед новыми вопросами, бросает новые вызовы. И кажется иногда, и нам часто говорят об этом, что мы должны меняться вместе с миром, подстраиваясь под него. Но именно, пребывая в неизменном Предании Церковном, в опыте святых, познавших и исполнявших волю Божию, благую и спасительную, и неизменную, христианин может дать верный ответ на все дилеммы и вопросы, с которыми не сталкивались христиане первых веков. Христианин похож на миро, употребляемое в таинстве Миропомазания, через которое даруется крещаемому Дух Святой. Оно варится раз в год патриархом, из многих составляющих благовонных веществ, а в конце добавляется миро прошлого года, а в нем миро позапрошлого года и так далее, восходя к первому мироварению. Так и мы, приходя в Церковь, имеем в себе то, что рождено столетием, в котором мы живем, но приобщаемся и опыту апостольского предания жизни во Христе, и это последнее переквашивает в нас всё остальное, по крайней мере, так должно быть. Почти столетие богоборчества в России сильно истощило это преемство жизни в Духе Святом. Мы ищем наставником и не всегда находим их, поэтому так важно, как сказал один недоделанный христианин – учиться, учиться и ещё раз учиться. То есть – читать и ещё раз читать святых отцов, впитывая их спасительное осмысление Священного Писания, общаться с теми, кто может помочь нам разобраться в опыте святых.

Итак, Предания – это правильный опыт жизни во Христе, воспринятый от апостолов, это жизнь Духа Святого в Церкви, отверзающая нам ум к разумению Писаний, опыт святых, рассказывающий нам, как правильно исполнять Евангелие Христово. И поэтому вне Церкви нет спасения, поскольку вне Её и нет этого опыта прочтения Евангелия своей жизнью.  Аминь.

Перейти к верхней панели