Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

Неделя 24-я по Пятидесятнице

 

27 ноября, в день памяти св. апостола Филиппа, в храме в честь Казанской иконы Божией Матери была совершена воскресная Литургия, после которой прихожане храма выслушали проповедь и получили благословение настоятеля иерея Сергия Сафарова на начало поста.

Благоукраша́ется вселе́нная,/ Ефио́пия ликовству́ет,/ я́ко венце́м красу́ема,/ тобо́ю просвети́вшися,/ све́тло торжеству́ет па́мять твою́,/ Богоглаго́ливе Фили́ппе,/ вся бо ве́ровати Христу́ научи́л еси́/ и тече́ние соверши́л досто́йно Ева́нгелия./ Тем дерзнове́нно вари́т Ефио́пская рука́ к Бо́гу,// Его́же моли́ дарова́ти нам ве́лию ми́лость.

ПРОПОВЕДЬ В неделю 24-ю по пятидесятнице.притча о милосердном самарянине.

 

Мужчина лежал у тротуара, на обочине, на траве. Не то чтобы было холодно, но уже не лето. Не очень грязно, но мокровато, ближе к осени, долго не полежишь. Кто-то проезжал на машине, даже  не заметил, не взглянул. Вот человек прошел, спеша на работу. Взглянул, подумал, отдыхает, наверное, после ночи, и поспешил дальше. Женщина прошла, посмотрела – с утра валяется пьяный, раздраженно поморщилась и тоже пошла дальше. Мама с ребенком в садик или в школу, даже не остановилась подумать хоть что-то, не до этого совсем (я сам пару раз  так проходил, стыдно вспомнить). Студент некий, не спешил на пары, подошёл посмотреть. Вроде не воняет, вызвал скорую. Скорая, приехав, забрала человека. Студент поехал с ними ­­– вдруг там помочь, связаться с родными или чего. У лежавшего случился инсульт или инфаркт, остался жив или умер – не очень известно. Важно, что проходили мимо многие, а остановился один. Наверное, так могла бы прозвучать притча о милосердном самарянине, случись это в наше время. Форма не очень важна, важна суть, которая остаётся прежней.

Евангельское благовестие пребывает неизменным с первых веков до последних. Всё, что знали первые христиане, знаем и мы сейчас, все, что нужно для спасения. И это всё, то есть суть евангельского благовестия, можно, мне кажется, уложить в два постулата. Спросили иудеи у Христа: «Что нам делать, чтобы творить дела Божии?» Он сказал в ответ: «Дело Божие есть веровать в того, кого Он послал» – в Иисуса Христа. Это первая заповедь Евангелия. А вторая – «будьте милосердны, как Отец ваш Небесный, как Я». Рассказал Господь притчу о добром самарянине и спросил у законника, кто есть ближний попавшему в разбойники – сотворивший милость с ним, ответил законник – иди и ты твори также, сказал ему Христос.

Всё, чего ожидает от нас Господь, чтобы мы верили в Него и доверяли Ему и были милосердными. Всё. Никаких больших подвигов, кроме одного – сострадание и милосердие. Милость может заменить и восполнить все недостатки наши перед Богом. Не пошёл на службу, поленился, занялся чем-то другим, на даче скрылся от четвёртой заповеди, забыл о молитве утром и вечером, засидевшись перед телевизором, поругался с кем-то и не можешь примириться, в осуждение впал и прочее что ещё – иди и сотвори милость. Как хочешь, где хочешь, кому хочешь и кому не очень хочешь. Да не скупись, побольше оторви от себя, чтобы жаба проснулась в сердце, а ты поборись с нею, удуши её. К тому же поступая так, либо от лености избавишься, жалея деньги, либо от сребролюбия освободишься, нерадением или леностью, будучи пленён. Впал в уныние, тоска одолела, руки опустились – сотвори милость, и Господь вернёт тебе солнце в окошко, желание жить и радоваться, и свет в конце тоннеля засияет. «Милости хочу, а не жертвы», – сказал Господь ещё в Ветхом Завете, и в Новом повторил то же многократно. Не приношений и даров Ему, не подвигов каких-то, а просто милосердие к тем, кто вокруг нас. Множество чудес творил Господь в своей земной жизни, но все они были рождены состраданием. А чудеса, совершённые ради явления силы своей – по пальцам одной руки можно пересчитать. В Кане вино сотворил из воды и то по просьбе матери своей, умножение хлебов – и это жалея людей уставших, хождение по морю и успокоение бури, воскрешение Лазаря, изсушение смоковницы, Преображение, да и всё, пожалуй. Так что, вступая в пост, попробуйте быть не очень рассудительными. Пусть милостыня не потеет долго в ладошке вашей. Не размышляйте сильно долго – на пользу, не на пользу. Съест – пропьёт, врёт – не врёт. Не стоит искать достойных милости. Не автомат просит у нас нищий, не квартиру. Что он сделает – его ответ перед Богом. Наш ответ – почему мы не сделали. Не думайте долго, иначе придёт время, либо не даст Господь повода для милости, либо ладошка ваша уже и не разожмётся вовсе, не приучена была. Так и останется в ней милостыня в ожидании благочестивых нищих, достойных её.

Встретил сегодня Спаситель Нафанаила словами – вот воистину израильтянин, в котором нет лести. Попробуем и мы исправить лукавство своего сердца перед Богом. Выпрямим пути Господни, всякий холм гордого превозношения над ближними сроем, всякую низину изъянов душ наших наполним милосердием. Веруя в помощь Божию всем нашим старания воспомощствующую. Попробуем пост сотворить благоугодный Господеви. Не за маслом и рыбой наблюдая в календаре, а за тем, кому бы сотворить милость.

  
  

 

 

Перейти к верхней панели