Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

Седмица 2-я Великого поста. Поминовение усопших.

Проповедь настоятеля иерея Сергия Сафарова по окончании заупокойного Богослужения.

Во имя Отца и Сына и Святого духа. Аминь

Сегодня мы совершаем память усопших во вторую субботу Великого поста, приносим труд молитвенный тем, кто отошел от этой жизни прежде нас. Конечно будучи в здравом уме, светлой памяти и имея трезвое представление о Боге, о Его совершенстве и о величии Его любви, трудно предположить, что мы можем действительно приложить, что то необходимое к судьбе наших усопших, что то приложить к любви Божией, чего им действительно не достает для спасения, для изменения участи. И наша молитва не является частью их спасения без которой они его достигнуть не могут. Но тем не менее мы совершаем эти молитвенные приношения, потому что они укоренены церковной традицией, укоренены еще и в Ветхом Завете, и на это есть причины, о которых мы каждый раз напоминаем себе приходя в такие дни в храм особенно и вообще всегда, когда поминаем наших усопших. С одной стороны, это конечно наше свидетельство о человеке, жившем на этой земле. Как тогда, когда умирает человек известный и хороший в том смысле, что достаточно заботившийся о людях, умевший любить их не только словом, но и делом, то на похороны его собираются множество людей. И чем более он принес добра людям, чем более он был известен, тем больше людей собирается на это последнее прощание. Если же человек жил сам для себя, подчас его и похоронить некому. Конечно это не о тех случаях, когда люди живут сознательно в уединении, принося жизнь свою Богу. Когда звери их могут похоронить, когда ни одного человека не будет рядом. Это особый подвиг. А мы говорим друг о друге, о тех кто живет в этом мире. И когда человек на том свете перед Богом ощущает эти свидетельства наших молитв это означает, что человек прожил эту жизнь не зря, что умел жить не только для себя, но и для других. И как человек он состоялся в очах Божиих или пытался это сделать. И это свидетельство не только перед Богом, но и перед миром, всех святых, которые тоже будут участвовать в Суде Страшном. Как Спаситель говорил апостолам, «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мной, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых». И это свидетельство наше перед ними, пред миром духовным, перед ангелами, перед демонами, перед святыми о тех людях, которые нам были дороги.

Это и училище любви, которое проходит каждый из нас. Ведь зная, что Бог всесилен, всемогущ и может сам решить судьбу каждого человека, в принципе можно опустить руки, и ничего не делать и не заботиться даже о себе, ожидая лишь даров Божиих, зная, что Он все может сделать в том числе и за тебя. Но не таким видит Господь человека в этой жизни, и не таким Он сотворил его, а сотворил, как сотворца, в том числе и в жизни мира, изменившегося после грехопадения. Мы часто пытаемся Бога поставить вместо себя, туда где не удобно, трудно, где нам не хочется быть. И наши присказки – Помоги Господи! — дай Бог, Бог подаст и тому подобное, подчас похожи на отговорки, нежелание, делает того чего ждет от нас Господь. Хотя, как митрополит Антоний Сурожский говорит: «Господь наоборот ждет, что мы поставим себя на то место, на которое мы хотим поставить Его, он хочет, чтобы мы продолжали в этом мире дело Христово не только словом, но и делом». И наше молитвенное приношение — это участие в той деятельной духовной любви, в которой кроме прочего проявляется и та черта христианского милосердия, сострадания, которая его отличает от сострадания тех людей, которые тоже милосердны и неравнодушны, но тем не менее переживают этот мир, осознают людей, как всего лишь будущих жителей могилы, лишенных вечности. И если они совершают доброе приношение людям, то совершают это руководствуясь иными позывами. Мы же, кроме дел, от которых конечно же не должны отказываться, приносим еще и молитвы о душах наших усопших, бессмертных душах, тем самым исповедуя свою веру в мир вечный, в жизнь с Богом. Исповедуя веру в то, что Бог способен изменить участь человек, что Он создает его не для растворения в могиле, а для вечной жизни, к которой приобщимся мы все. Поэтому наша молитва об усопших это одно из важных свидетельств нашей веры в Бога и Его духовный мир, в нашу вечность, веры, без которой невозможно угодить Богу.

Перейти к верхней панели