Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

Как должен вести себя православный христианин в храме

Православный христианин должен входить в храм тихо и благоговейно, как в дом Божий, в таинственное жилище Царя Небесного.

Став на обычное место, с благоговением и страхом Божиим помолись: “Боже, очисти мя грешного и помилуй мя!”

“Без числа согреших, Господи, прости мя!” “Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и Святое Воскресение Твое славим!”

“Достойно есть, яко воистину блажити Тя Богородицу, приноблаженную и пренепорочную, и Матерь Бога нашего, Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем!”

“Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь”. “Господи, помилуй” (Трижды). “Благослови”. “Молитвами Святых Отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”(молитвы с поклонами). Те же молитвы произноси при выходе из храма.

Служба церковная совершается со многими великими и малыми поклонами. Святая Церковь требует совершения поклона с внутренним благоговением и внешним благообразием. Перед совершение поклона нужно осенить себя крестным знамением и потом делать поклон. Крестное знамение должно изображать правильно, с благоговением, не спеша. Церковный Устав требует от нас , чтобы мы все делали в храме Божием не только истово, чинно, но и неторопливо и своевременно.

Поклоны следует совершать по окончании каждого краткого прошения , как например: “Господи помилуй”, или молитвословия, а не во время его исполнения.

“Не вкупе с молитвой”, — говориться в Типиконе.

Перед началом всякого богослужения нужно полагать  по три поясных поклона. Затем при всех службах на всяком ”Приидите, поклонимся”, на “Святый Боже”, на троекратном “Аллилуия” (на “Слава”) и на “Буди мя Господне” полагается по три поясных поклона. На всех ектениях церковных служб надо внимательно вслушиваться в каждое прошение, мысленно возносить молитву к Богу, и осенив себя крестным знамением, при возглашениях : ”Господи помилуй” или “Подай Господи”, положить поясной поклон. При пении и чтении стихир, стихов и других молитвословий поклон полагается только тогда, когда слова молитвословий побуждают к этому, например, “припадем”,”поклонимся”,”молимтися” и т.д.

При чтении акафиста на каждом кондаке и икосе полагается поясной поклон.

На полиелее после каждого величания — по одному поклону. Перед чтением Евангелия и по прочтении его (на “Слава Тебе Господи”) всегда полагается один поясной поклон.

При начале чтения или пения Символа веры, при произнесении слов “Силою честнаго и животворящего Креста”, при начале чтения Апостола, Евангелия, и паремии, при чтении троекратного “Аллилуия” в середине шестопсалмия нужно осенять себя крестным знамением без поклона.

Когда священнослужитель произносит :”Мир всем” или возглашает: ”Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца , и причастие Святаго Духа буди со всеми вами”, следует делать поклон, но без крестного знамения; такой же поклон полагается при всяком благословении священнослужителем всех молящихся и при отпусте, если таковой совершается без креста. Когда же отпуст произносится священнослужителем с крестом, котором он осеняет молящихся, то поклон следует сделать с крестным знамением.

При возглашении “Главы ваша Господеви приклоните” следует наклонить голову. Прикладываться к св. Евангелию, Кресту, мощам и иконам следует так: подходить в должном порядке, не спеша и не мешая другим, не толкать и не оттеснять их; положить два поклона пред целованием и один после целования святыни. Прикладываясь к иконе Матери Божией и Святым, следует целовать руку, к иконе Спасителя — ноги. Прикладываясь к св. Евангелию, следует произносить про себя молитвы: “Со страхом и любовию приступаю Ти Христе, и верую словесем Твоим”. “Христе Боже, помози ми и спаси мя”.

Когда священнослужителем совершается каждение молящихся, на каждение следует ответствовать наклонением головы.

Во время чтения Евангелия, как бы слушая Самого Иисуса Христа, стоять с преклоненною головою.

Во время пения Херувимской песни следует со вниманием читать про себя покаянный псалом: ”Помилуй мя Боже”, по окончании первой половины “Херувимской” полагается поясной поклон, Во время великого входа при поминовении Святейшего Патриарха и других лиц стоять благоговейно, с приклоненною головою и в конце поминовения при словах: ”Вас и всех православных христиан”, нужно говорить :”Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем” — (при служении епископа; при служении же других священнослужители говориться: “Священноигуменство, или священномонашество, или священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем”), затем с глубоким чувством покаяния и молитвенного духа сказать : “Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствии Твоем!”

Во время совершения самого таинства Евхаристии следует молиться с особенным вниманием и по окончании песнопения “Тебе поем…” поклониться до земли  Телу и Крови Христовой.

Важность этой минуты так велика, что с нею не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо “Бог явися во плоти”.

После “Достойно есть” — земной поклон. При словах :”И всех и вся” говорить про себя : “Молитвами всех святых Твоих, Господи, прости и помилуй нас”.

Во время пения “Достойно есть” или задостойника священник молится о живых и умерших и поминает их по именам, в особенности тех, за которых служится Литургия. И присутствующие в храме должны в это время помянуть своих близких живых и умерших.

В начале молитвы Господней “Отче наш …” Устав предписывает изображать на себе крестное знамение.

При открытии Царских врат и явлении Святых Даров (означающем явление Иисуса Христа по воскресении) при возглашении: “Со страхом Божиим и верою приступите” — поклон земной.

При последнем явлении Св. Даров (изображается вознесение Иисуса Христа на небо), при словах священника:”Всегда, ныне и присно, и во веки веков”,- то же земной поклон. Приступая к принятию Св. Таин Тела и Крови Христовой, нужно положить земной поклон, руки сложить на груди крестообразно, подходить к Св. Чаше не спеша, благоговейно и со страхом Божиим, громко назвав свое имя. По принятии Св.Таин лобызать нижний край чаши, как самое ребро Христово, и затем отходить спокойно, и не полагая крестного знамения и поклона, но мысленно благодаря Господа за Его великую милость: “Слава Тебе Боже наш,Слава Тебе ,Боже!”

Земные поклоны в этот день не совершаются до вечера.

Св. антидор и благословенный хлеб принимать должно благоговейно и при этом целовать подающую руку священника.

От Св. Пасхи до дня Св.Пятидесятницы , от Рождества Христова до Крещения Господня и во все вообще Господские двунадесятые праздники поклоны земные Святою Церковью совершенно отменяются. Когда в Церкви осеняют народ Крестом, Евангелием, иконой или Чашей, то все должны креститься, преклоняя голову, а когда осеняют свечами или рукой, или кадят народу, то креститься не должно , а следует только поклониться. Лишь во святую седмицу Пасхи, когда кадит священник с Крестом в руке , то все крестятся и, отвечая на его приветствие “Христос Воскресе”, говорят: “Воистину Воскресе”.

Принимая благословение священника или епископа, христиане целуют его десницу, но не крестятся перед этим.

Находясь в храме Божием, помните, что вы находитесь в присутствии Господа Бога.

Перейти к верхней панели