Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

7 декабря. Проповедь на память святой великомученицы Екатерины

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы празднуем память святой великомученицы Екатерины, принявшей страдания за Христа в 4-м веке. Из её жития нам известно, что она была редкой красоты и глубокого ума девой, что встречается не так уж часто. Тем более в те времена, когда возможности женщин в современном им обществе, были намного более ограниченными, нежели в нонешние времена.  К 18 годам изучила риторику, философию, медицину, прочитала творения всех известных античных поэтов и историков и знала 72 языка. Из жития видно, что она гордилась своими дарованиями и не хотела простой судьбы, желала найти мужа равного себе по дарованиям или скорее превосходящего её. Господь уловил её чрез это желание и обручил её душу Себе в таинстве Крещения, дав понять при этом, что прежде она была безобразна и худородна, поскольку гордилась своими дарованиями, в которых небольшая её заслуга, ведь это было дано за просто так, по милости Создателя, хотя и в предведении благого употребления и прославления имени Христова. После же изучения христианской веры, возрождения в Крещении, прозрения духовного в смирении, обрела она Богоугодную красоту чистой души, свободной от самовлюбленного превозношения. Конечно, после этого она решила посвятить себя служению Господу, в хранении целомудрия души и тела, что не понравилось её отцу, а принятие христианства, к тому не скрываемое, правителю её области. Перед тем, как умертвить её мучительной смертью, он собрал 50 мудрейших философов, которые не смогли переспорить и переубедить её. Мы, говорят, бессильны перед её мудростью. Царь в гневе их сжёг. Но святая Екатерина сказала мудрецам перед этим, припавшим к её ногам – «Истинно блаженны и счастливы вы, ибо, оставив тьму, познали свет истинный, и, презрев смертного земного царя, приступили к Бессмертному Небесному; твердо надейтесь на Его милость, и веруйте, что огонь, которым вас устрашают нечестивцы, послужит вам крещением, и лестницею, возводящею к небу. В сем огне вы очиститесь от всякой скверны плоти и духа, и пред Царем славы предстанете светлыми и чистыми как звезды, и соделаетесь возлюбленными друзьями Его».

В память мучеников мы читаем отрывок евангелия от Луки – «Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое; 13будет же это вам для свидетельства.

14Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.

16Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; 17и будете ненавидимы всеми за имя Мое, 18но и волос с головы вашей не пропадет,- 19терпением вашим спасайте души ваши».

На первый взгляд можно увидеть некое противоречие между опытом жизни св. Екатерины и тем, что внушает Господь своим ученикам, в этом евангельском повествовании. Святая мученица смогла вести споры с языческими мудрецами, опираясь на свои глубокие знания языческой культуры, уже после освещенные и переосмысленные познанием христианского учения. Господь же говорит, что опыт мудрости человеческой, знание этого опыта, не смогут помочь достойно и неоспоримо свидетельствовать перед окружающим миром о Христе и Его благой вести. Лишь благодать Божия может дать человеку ту премудрость, которой не смогут противостоять противники апостолов.

Разум человеческий действительно, при всех его способностях, не способен даровать его хозяину Бога. В том суть человека, что – да или нет в нём произносится в сердце и именно сердце центр человеческого бытия, хотя мы и называемся — Homo sapien. Поэтому Господь, обращаясь к человеку, просит – «Сыне, даждь ми сердце», а не разум или волю, или чувствительность свою. В сердце нашем власть над всеми прочими силами душевными, и не разум нужно убеждать человека, а сердце его. Человек может сойти с ума и сходит, если не пожелает принять ту реальность, которая неотвратимо и неоспоримо вторгается в его жизнь, не оставляя ему выбора. И Спаситель, в Своей земной жизни, так часто совершал чудеса, обращенные к страдающему человеческому сердцу, способному, в дни страданий, к прозрению и открытости перед Богом, а не лишь к разуму человеческому, дающему пищу для размышлений и выводов, но не способному изменить путь человека перед Создателем. Мы постоянно встречаем в житиях святых, особенно первых веков, рассказы о том, как святые неопровержимо свидетельствовали перед язычниками или их властями, об истинности своей веры. Но, не переспорив их, язычники лишь озлоблялись ещё более и убивали этих свидетелей, не внимая никаким доказательствам. Наш разум и все наши способности к познанию, наши умственные приобретения могут привести нас к факту необходимости бытияСоздателя, но открыть глаза и заставить «взглянуть в глаза»  Богу  Живому, способно лишь наше сердце. И в притче о сеятеле, Слово Божие всевается не в разум, а в сердце человеческое, и от качества его зависит ответ, который человек дает Богу.

Но при этом не стоит впадать в другую крайность, отрицая, едва ли не полностью возможности разума и его роль в Богопознании. Он не может даровать нам веру, но он может рассказать о Том, в Кого мы уверовали, исследуя внимательно устроение окружающего мира, вселенной и вообще.

Конечно, как пишет свт. Иоанн Златоуст : «По-на­сто­я­ще­му, нам не сле­до­ва­ло бы иметь и нуж­ды в по­мо­щи Пи­са­ний, а над­ле­жа­ло бы ве­сти жизнь столь чи­стую, что­бы вме­сто книг слу­жи­ла Бла­го­дать Ду­ха, и что­бы, как те ис­пи­са­ны чер­ни­ла­ми, так и на­ши серд­ца бы­ли ис­пи­са­ны Ду­хом. Но так как мы от­верг­ли та­кую бла­го­дать, то вос­поль­зу­ем­ся уже хо­тя бы вто­рым пу­тем». И это касается не только Священного Писания, но и всего окружающего мира, который, прп. Максим Исповедник называл первым «воплощением» Слова Божия. Малое знание, как и невежество, удаляет от Бога, большое же знание открывает Его. И хотя доводы разума иногда бывают, бессильны, перед сердцем упрямым и самовлюбленно самоуверенным, но если готово оно слушать, то образованный собеседник может хорошо подтолкнуть его на путь обретения веры, особенно, если доводы разума или рассудка, важны для человека, в силу его воспитания ил характера. И многие из слушавших св. Екатерину, обратились ко Христу не только видя её готовность страдать за Него, но и зная, степень её образованности. Если уж, обладая такими способностями и познаниями, она приняла христианство, то об этом точно стоит задуматься, думали они, и потом принимали христианство.  Посему, как сказал один нехороший человек, нужно – «учиться, учиться и ещё раз учиться», что бы хоть кому-нибудь, быть может, помочь в поисках Бога, если не святостью своей жизни, то хотя бы своими знаниями, если, конечно, имеешь способности для этого.

 

 

 

 

Перейти к верхней панели