Храм Казанской иконы Божией Матери г. Балаково

Неделя сыропустная. Чин прощения. 1.03.2019

Проповедь настоятеля Сергия Сафарова

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Сегодня мы с вами начали Великопостное Богослужение, начали особый труд, который принесем Богу и совершим над собой. Труд преодоления себя, своей расслабленности. Труд молитвы и воздержания — жертву, посвященную Ему. Снова и снова, из года в год, мы вспоминаем о том, что, принося жертву Богу мы должны примириться со своей совестью, которою Господь тревожит нас, пробуждая к истинной жизни. А примириться с совестью, а значит и с Богом означает, примириться с теми, кто вокруг нас. Потому жизнь наших близких и не очень близких, но тех, с кем мы сталкиваемся ежедневно, Господь воспринимает как жизнь с Ним. И то, что мы совершаем по отношению к ним, мы совершаем по отношению к Нему. Господь нам дает очень простые требования для стяжания Царствия Небесного. Одно из них, может быть самое главное, вы слышали сегодня в Евангельском чтении на литургии.

Если не прощаете и не отпускаете грехи ближним вашим, то и Отец Ваш Небесный не отпустит вам ваших. Если же прощаете, то и Бог простит вас. Это звучит просто, но научиться прощать намного сложнее. Сложнее потому что простить, значить переступить самый главный грех, который есть в человеке — гордыню. Гордый человек не просит прощения, потому что никогда не признает, а часто и просто не считает себя виноватым. Считает, что все вокруг должны перед ним извиняться, потому что он прав и достоин внимания. И по сути часто не замечает своих ошибок. Сказать человеку – я прощаю тебя, все-таки проще, ведь кто может познать искренность твоего прощения кроме Бога, проникающего наши сердца. Проще, чем просить самому и, тем более просить не один раз в своей жизни. Человек, который готов просить прощение, этим самым признает свою недостаточность, несовершенство, немощность. Признает необходимость восполнения себя, способность ошибаться. Человек, просящий прощения, смиряется перед Богом и перед ближним своим склоняется. И если мы смиряемся перед ближним, склоняемся перед ним, то и Бог готов склонится перед нами. Это очень простой закон, если мы научимся его исполнять в своей жизни, то Царствие Божие будет недалеко от каждого из нас, несмотря на все наши недостатки. Мы знаем, читая патерики, истории из жизни святых, истории, которые они нам рассказывают, наблюдая их в жизни окружающих, что человек, который пребывает во многих страстях, порождённых немощью нашей плоти и слабостью человеческого духа, союза души и плоти нашей, души пребывающей в чревоугодии, расслабленности, лености, немолитвенности, и в других свойственных грехах человеку, но при этом ясно осознающий свою немощь, и не осуждающий и не обижающийся на окружающих, обретает мир с Богом. А человек, который не делает этого, не просит прощения и не прощает, чтобы он ни делал, какие-бы труды не совершал над собой и во славу Божию, делает в пустую. Ведь все труды наши ни на шаг не способны приблизить нас к Царствию Небесному, если не рождают смиренномудрие, привлекающее благодать Божию, и воцаряющее в нас смирение пришествием Христовым в сердца наши. Господь приходит к человеку, творит в сердце его обители и человек приобщается Царствию Божию, ведь Царствие Божие – это пребывание Бога в человеке.

Можешь прощать — будешь с Богом, не можешь — не будешь с Богом. Все просто. Человек, который не способен прощать, копит в себе обиду, раздражение, ненависть. Если он не готов прощать, значит он желает отмщения, жаждет наказания. Тем самым готовит себе страшную ловушку, потому что человек, живущий в ненависти, замыкает сам себя в некое пространство духовное, из которого не хочет выбраться, поэтому не может. Человек, если не хочет выбраться из чего то духовного нечистого, то никто ему помочь не сможет. Без желания человека, Господь не может сотворить с ним ничего. А ненависть, это осознанное состояние. И бывает так, что те кто обидел его, те кто привел его в это состояние, разойдутся с ним когда то, умрут раньше, чем он сможет отомстить. И он останется со своей ненавистью не удовлетворенным, и она его будет мучить всю его жизнь, если он не сможет примириться, хотя бы в сердце своем, с этими людьми, простить их. Я не говорю о тех страшных случаях, состояниях, когда люди попущением Божием, по одним Ему ведомым причинам или целям приводит людей к тому, что страшно представить и страшно слышать, и невозможно, наверное, если сам это не пережил, что-то советовать и говорить о прощении. Это особые случаи. Дай Бог, чтобы это никого из нас не коснулось. Но наша жизнь наполнена другими, и маленькими, и средними, а для кого-то большими ссорами, обидами, недомолвками из которых мы не готовы выйти примирившись. И человек иногда способен целиком погрузиться в эту ненависть, но суть в том, что лишь в этой жизни ненависть может иметь исход. Она может даже стать целью жизни человека, его особым катализатором. И целые народы могут жить в этой ненависти, и во вражде с окружающим миром, и творить «великие дела», исходя из своей ненависти и желания победить или уничтожить врага. Здесь человек может отомстить и привести кого-то к наказанию. Но когда человек переступает порог вечности ненависть становится ловушкой, потому что там она не будет иметь исхода. Она становится бессмысленной. Злоба, ненависть вражда, не прощение не будут иметь решения, потому что там невозможно будет отомстить, наказать или убить. Человек будет вращаться в этом и это будет началом адского состояния, из которого он не захочет, а значит уже и не сможет выбраться.

Чисто физически свет и тьма имеют разные состояния и разные уровни предела. Есть такое понятие в физике абсолютного черного тела, т.е. у темноты есть определенная нижняя граница. Дойдя до неё темнота не сможет стать темнее, а у света такой границы нет. Яркость света не имеет предела. Она зависит о того, насколько смотрящий на него, способен его воспринять. У любви и ненависти такие же градации. Человек, переходящий в вечность, выбирает быть либо в ненависти, которая однажды упрется в некий духовный предел и человек замкнется в ней, потому что ненависть не развивается. Либо пребудет в любви, которая не имеет предела. И человек перешедший границы жизни и смерти, в состоянии хотя бы зачаточной любви, такая она здесь часто бывает, оборванная, в заплатках вся, искалеченная, маленькая, стремящийся любить по-настоящему, но не всегда умеющая, там конечно раскроется в полную силу. И человек никогда не остановится в этой любви, он будет все более и более светлеть, все больше познавать Бога, пребывать в Нем, пребывать в любви. Это то что имеет смысл и бесконечное развитие. Если же он перейдет в ненависти, то это станет для него тупиком. И поэтому мы с вами здесь выбираем будем жить в любви, которая никогда не перестанет и исцелит нас, или в ненависти, которая калечит и уродует нас, и подчас больше, чем тех, кого мы ненавидим и не готовы простить.

 

Перейти к верхней панели